Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Сгласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс распустил швы на бедре, и таким образом Дионис вновь появился на свет.

Воспитывали Диониса нисейские нимфы (вариант: сестра Семелы Ино). Гера, продолжая преследовать сына своего неверного супруга и смертной женщины, вселила в Диониса безумие, и он скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела исцелила его и приобщила к своим таинствам. Найдя виноградную лозу, Дионис через Фракию побывал в Индии и вернулся в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Они заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса, а виноградная лоза и плющ оплели мачту и парус разбойничьего корабля. Пираты, бросившись со страху в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну, покинутую Тесеем, и вступил с ней в брак. От него Ариадна родила сыновей Энопиона и Фоанта. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ, обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. Дионис в вакхических шествиях славится как Лией (Освободитель), Бромий ( Бурный, Шумный), Дендрей (Древесный). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает. Так он поступил с фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства (Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей своего сына за животное), Ликургом — сыном царя эдонов, растерзанным своими же лошадьми. Будучи первоначально божеством восточным (фракийского и лидийско-фригийского происхождения) в число олимпийских богов вошел поздно. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (прозвище Сабазий стало постоянным) и отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом.

В римской мифологической традиции Д. соответствует Бахус.


© 1997-2001 ПРЦ НИТ