Тесей1 — сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса. Он принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого)2. У Гомера Тесей, "на бессмертных похожий", сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. II. I 260—274).

Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехтея. Следовательно Тесей имел среди своих предков Пандиона I и Эрихтония — автохтона, рожденного из семени Гефеста Геей-Землей и воспитанного Афиной — и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса I — первого аттического царя. Предки Тесея — миксантропические чудовища, полузмеи-полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие еще до Девкалионова потопа. Однако Тесей в мифологической традиции оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да еще одного из самых диких и хтонических, а именно Посейдона. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопса, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса3.

Истинным отцом Тесея мифологическая традиция называет Посейдона, который сочетался с Эфрой на острове Сферосе4. Это обстоятельство в цикле мифов о Тесее неоднократно подчеркивается. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного — Эгея и божественного — Посейдона5. Законные жены Эгея — первая, Мета, дочь Гоплета, и вторая — Халкиопа, дочь Рексенора, не родили наследника афинского престола, и Эгей отправился к Дельфийскому оракулу за советом, но не смог его разгадать. Зато оракул был разгадан Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой.

Покидая Трезену, Эгей просил воспитать сына, не называя имени отца, и оставил свой меч и сандалии с тем, чтобы, возмужав, его сын с мечом и в сандалиях отправился в Афины, но так, чтобы об этом никто не знал (Эгей боялся козней Паллантидов — детей младшего брата Палланта, претендовавшего на власть в Афинах).

Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв меч и сандалии Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом отца, Тесей как бы приобщался к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действие)6.

В Афины Тесей отправился не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил разбойников Перифета, Синида, Скирона, Керкирона, Дамаста и гигантскую кроммионскую свинью. На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).

В Афинах царь Эгей попал под власть Медеи, нашедшей у него приют, после того как убив своих детей Мермера и Ферета, она бежала от гнева их отца аргонавта Ясона. Медея надеялась, что не имевший законных наследников Эгей, оставит афинский престол их сыну Меду. Тесей, явившийся в Афины героем, не был сразу узнан отцом, и Медея внушила Эгею опасения к пришельцу. Она убедила его опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Медея с сыном бежали из Афин.

Утвердив себя как сын и наследник афинского престола, Тесей прославился в борьбе с Паллантидами, т.е. со своими двоюродными братьями, сыновьями Палланта, которые продолжали претендовать на власть в Афинах. Истребив Паллантидов и их союзников, Тесей стал единственным законным наследником царской власти.

Главным подвигом Тесея было уничтожение Минотавра7. Сын критского царя Миноса Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, но был из зависти убит соперниками (по другой версии он погиб в борьбе с марафонским быком, привезенным Гераклом с Крита). Минос потребовал выкуп за гибель сына: афиняне должны были посылать на Крит на съедение Минотавру — полубыку-получеловеку — семь юношей и столько же девушек раз в девять лет ( по некоторым источникам раз в три года). В числе обреченных Тесей добровольно отправился на Крит, чтобы убить чудовище. Корабль отправился на Крит под черным парусом, но Тесей повез с собой и белый, под которым он должен был вернуться домой после победы. Уже на Крите Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были заперты в лабиринте8, построенном Дедалом, где и обитал чудовищный Минотавр. Лабиринт был настолько запутанным, что выбраться из него было невозможно. Однако влюбившаяся в Тесея дочь Миноса Ариадна9 дала герою нить, благодаря которой он со своими спутниками вышел из лабиринта после того, как убил чудовище. Ночью Тесей и Ариадна тайно бежали на остров Наксос. Там Ариадна была похищена влюбившимся в нее Дионисом (по другой версии — оставлена Тесеем). Огорченный Тесей отправился дальше, забыв поменять паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося со скалы в море, когда он увидел черный парус, свидетельствующий о гибели сына.

Подобно другим героям Тесей сражался с амазонками и захватил царицу амазонок Антиопу (вариант: Меланиппу)10. Она родила Тесею сына Ипполита, в которого впоследствии влюбилась вторая жена Тесея — Федра, младшая дочь Миноса (сестра Ариадны). Эта роковая любовь стала причиной смерти и Ипполита, и Федры11.

Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе ближайшего друга Тесея лапифа Пейритоя12. Участвовал Тесей и в Калидонской охоте. Дерзким поступком Тесея было похищение совсем юной Елены, будущей жены Менелая. Он помогал Пейритою добыть себе в жены Персефону, супругу владыки царства мертвых Аида. В отсутствие Тесея, братья Елены Кастор и Полидевк отбили сестру, захватив в плен Эфру — мать Тесея, и передали власть в Афинах его родичу Менесфею.

Попыткой похитить Персефону Тесей переступил меру дозволенного и возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником перед владыками Олимпа. Он бы так и остался в аиде, если бы не Геракл, который освободил его и отправил его в Афины.

После возвращения из аида, не сумев усмирить своих врагов, Тесей, прокляв афинян, скрылся на острове Скирос. Но царь Скироса Ликомед коварно убил Тесея, столкнув его со скалы.

Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ и единое государство, первое социальное деление граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого судьи в труднейших спорах.

Целый ряд подвигов Тесея, таких как освобождение Аттики от критской зависимости, объединение Аттики вокруг Афин, установление законодательства и реформация религиозного культа13, позволяют усмотреть в образе Тесея черты реального исторического прототипа. Как исторический деятель Тесей воспринимался и в классической Греции. Памяти Тесея был посвящен праздник Осхофорий , отражающий двойственные чувства: радость в связи с возвращением Тесея с острова Крит и его победы над Минотавром и траур по поводу смерти царя Эгея. Праздник этот проводился ежегодно на восьмой день месяца Панопсион (октябрь). Кроме того, восьмой день каждого месяца тоже был посвящен памяти Тесея. После персидских войн афинский полководец и вождь олигархической группировки Кимон, овладев в 474 году до н.э. островом Скирос, по повелению дельфийского оракула нашел могилу Тесея и перенес останки в Афины. Могила Тесея и возведенный над ней храм Тесейон стал убежищем для рабов и всех опасавшихся какой-либо обиды. Существует предание, согласно которому дух Тесея вел войско афинян в битве при Марафоне (490 г. до н.э.) и решил исход боя, обратив персов в бегство. Побуждаемые патриотической гордостью, жители Афин стремились превратить Тесея в героя, равного своей доблестью Гераклу. Афинские гончары, украшавшие посуду росписями с мифологическими сюжетами, с середины VI века до н.э. все чаще вместо Геракла изображают подвиги Тесея. Улицы и площади Афин заполняются его статуями, ему воздвигают храмы, проводятся торжественные шествия. Несмотря на это, Геракл остается в античном мире первым героем, а Тесею отводится второе после него место. В произведениях искусства Тесей внешне очень напоминает Геракла, от которого отличается юношеским видом, являя собой как бы идеальный тип афинского эфеба.

Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой мифологической традиции (уничтожение хтонизма) и рудименты ранней, связанной с происхождением его от Посейдона. Более того, образ Тесея знаменует собой выход за пределы мифологизма и вхождение в систему политической идеологии, когда его деятельность получает полуисторическое и даже символическое истолкование.

  1Имя Тесей указывает на силу, возможно, от догреческого пеласгического: theso-, "быть сильным". Сущетвует несколько вариантов огласовки имени: Тесей, Тезей, реже Фесей.  Назад
   2Жизнь и подвиги Тесея мифографы традиционно относят к XIII веку до н.э.  Назад
  3Родословие Тесея, как отмечает Аполлодор, весьма запутано т.к. мифические гениалогии часто подтасовывались, когда они становились предметом спора относительно суверинитета государства или наследственных привилегий.  Назад
  4Тот факт, что Эфра посетила остров Сферос, говорит о том, что древний обряд храмовой проституции существовал в античном мире довольно долго.  Назад
  5Первоначально у Тесея должен быть брат-близнец, поскольку его мать разделила ложе с богом и смертным в одну ночь. В этом убеждают аналогии в мифах о Идасе и Линкее, Касторе и Полидевке, Геракле и Ификле. Однако афинская мифография отвергла этот традиционный сюжетный ход, сделав Тесея единственным законным наследником Эгея.  Назад
  6Меч и сандалии являются древними символами царской власти и, вероятно, составляли часть обряда посвящения в эпоху бронзы.  Назад
  7Минотавр — Бык Миноса — прозвище одного из сыновей Миноса по имени Астерий, что могло означать "солнечный" или "небесный".  Назад
  8Одним из элементов, составивших основу мифа о лабиринте, т.е. доме Лабриса, или двойной секиры, мог быть тот факт, что кносский дворец представлял собой огромный запутанный комплекс помещений и переходов.  Назад
  9Имя Ариадна греки воспринимали как Ариагна ("Святейшая") и, вероятно, было эпитетом богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок кносского дворца).  Назад
  10Имя Меланиппа  (Черноконная) указывают на связь между амазонками и доэллинским культом лошади. С культом лошади были связаны и классические олимпийские боги — Посейдон и Деметра.  Назад
  11Порочная любовь Федры к Ипполиту, как и любовь жены Потифара к Иосифу заимствована либо из египетской сказки "О двух братьях", либо из более древнего источника.  Назад
  12Существует несколько вариантов огласовки имени: Пейритой, Пейрифой, Пирифой.  Назад
  13Изгнание Медеи, похищение Ариадны, пленение Ипполиты  позволяют рассматривать эти деяния Тесея как мифологизированное отражение стремления окончательно искоренить древние доолимпийские рудименты культа Матери-богини, как главного женского божества, для укрепления патриархальной ступени родового строя.  Назад


© 1997-2001 ПРЦ НИТ