Гермес — древнее аркадское догреческое, возможно малоазийское божество, позднее причисленное к олимпийским богам. На глубокую архаичность образа Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. "герма" — груда камней или каменный столб, которыми отмечались места погребений. Гермы были и путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес-Пропилей, "превратный"). В классической античной мифологии Гермес — сын Зевса и плеяды Майи.
На Олимпе он вестник богов, а также покровитель пастухов, путников, мореплавателей, торговцев. Как проводник умерших в подземное царство Аида (Гермес-Психопомп), он одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти. Гермес — посредник между богами и смертными, возвещающий людям волю богов и покровительствующий героям. Так, он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от злой мачехи, Амфиону дарит лиру, и с ее помощью герой строит стены Фив, Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасая его от колдовства Кирки, помогает Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Он, еще младенцем, обманывает Аполлона и угоняет принадлежащее ему стадо. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от чудовищного стоглазого Аргуса, ловко убивает одного из гигантов. Он обучает плутовству своего сына Автолика — деда хитроумного Одиссея со стороны матери.
В период поздней античности формируется образ Гермеса-Трисмегиста ("трижды величайшего"): в связи с близостью Гермеса потустороннему миру, он становится покровителем оккультных наук и тайных, закрытых (герметических) обществ.
Постоянные атрибуты Гермеса — кадуцей — трость с двумя обвившимися вокруг нее змеями, крылатые сандалии и дорожная шляпа с крылышками. Кадуцей имел волшебное свойство прекращать споры и мирить врагов, а крылатые сандалии и шляпа позволяли Гермесу мгновенно достигать самых отдаленных уголков мира.
В римской мифологической традиции Г. соответствует Меркурий.
© 1997-2001 ПРЦ НИТ